Если банк не возвращает депозит. Новации в судебной практике.
В современной Украине с ее запутанной законодательной системой, обычные люди все чаще сталкиваются с такой проблемой как возврат депозита. А все, потому что суды, а также Национальный Банк Украины, предоставляют банкам возможность не возвращать своевременно деньги вкладчикам. В данной статье мы объясним какие полномочия Вы имеете как вкладчик и какие обязанности у банка.
На прошлой неделе Верховный Суд своим решением от 11 мая 2016 года в деле №6-37цс16 наконец-то поставил точку, защитив таким образом права вкладчиков и, возможно, показав, что в нашей стране при споре с банками суд может стать на сторону простого гражданина.
Своим решением ВСУ заставляет банки действовать согласно правам вкладчика и нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Теперь банки утратили возможность игнорировать нормы Гражданского кодекса, Закон «О защите прав потребителя» и условия заключённых договоров, сославшись на запрет НБУ, что определенно является хорошей новостью для потребителя.
Согласно требований статьи 1 Закона Украины “О защите прав потребителей”, потребителем является физическое лицо, приобретающее и т. д. продукцию для личных нужд. Продукция — это любое изделие (товар), работа или услуга, которые изготавливаются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общественных потребностей. Услугой называется передача исполнителем (согласно договору) потребителю материального или нематериального блага, а исполнителем услуги является лицо либо предприятие, выполняющее работы или оказывающее услуги (п. 3).
Таким образом мы имеем, что банк, как исполнитель услуги, приняв денежную сумму от вкладчика, т.е. потребителя банковских услуг, должен возвратить полную сумму вклада, а также выплатить проценты на ее доход, т.е. результата услуги.
Когда банк отказывается выполнять или же намеренно допускает просрочку предоставления услуги согласно заключённому договору, у Вас есть право требовать уплату пени в размере трех процентов стоимости работы, если иное не предусмотрено законодательством.
Во-вторых, обратите внимание, что к моменту задержки выплаты средств, пеня играет обеспечительную функцию, т.е. стимулирует банк «играть по правилам» договора, а с момента нарушения – представляет собой меру ответственности за невыполнение взятых на себя обязательств.
Важным моментом является тот факт, что ВСУ в своем решении не пропустил факт сущности пени и требования постановления Правления НБУ, которое устанавливает ограничения на осуществление выплат банками на определенный период, и решил, что нельзя квалифицировать действия банка как ненадлежащее исполнение возложенных на него обязательств.
Но несмотря на это банк должен выплатить всю сумму вклада, а также 3 % годовых. До недавнего времени суды неоднозначно подходили к вопросу применения к правоотношениям вкладчика и банка норм Закона Украины «О защите прав потребителей», к счастью теперь этот вопрос решен.
Как итог выше сказанного, можно сделать вывод о том, что, по сути, вкладчик любого банка является потребителем финансовых услуг. На взаимоотношения между вкладчиком и банком распространяется Закон Украины «О защите прав потребителей». Он включает ответственность в размере 3% от стоимости, не выполненной услуги за каждый день просрочки при отсутствии ограничений в исполнении условий договора.
Важно: возврату подлежат полная сумма вклада, проценты и сумма, предусмотренная действующим законодательством, как ответственность за нарушение денежного обязательства (ч.2 ст.625 ГК Украины). Именно индекс инфляции за все время просрочки выдачи депозита (если денежные средства размещены в гривне) плюс 3% годовых просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом.
В случае, если банк не возвращает Ваш депозит и вы не знаете, что делать – Вы всегда можете рассчитывать на помощь наших адвокатов.
Похожие статьи:
Консультации → Что делать, если Вы не можете забрать депозит из проблемного банка.
Услуги для граждан → СПОРЫ С БАНКАМИ, ЗАЩИТА ПРАВ ЗАЁМЩИКОВ И ПОРУЧИТЕЛЕЙ