На что обратить внимание при фактической налоговой проверке
Фактические налоговые проверки могут серьезно подпортить ведение бизнеса вплоть до блокирования счетов предприятия и наложения больших штрафов. Они проводятся по месту ведения деятельности проверяемого и без его предупреждения. Предупредить фактическую проверку очень и очень сложно. В данной статье мы поговорим о том, на что обратить внимание, если к Вам пришли “гости” с проверкой.
Основания для проведения фактической проверки
По результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях субъектом хозяйствования подконтрольного законодательства
От государственных органов либо органов местного самоуправления налоговым органом получена информация, свидетельствующая о возможных нарушениях плательщиком налогов законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы
Письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с законом, о нарушении плательщиком налогов установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования либо лицензирования
Непредоставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, подача их с нулевыми показателями
Получение в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта плательщиками налогов
Выявление по результатам предыдущей проверки нарушения законодательства по вопросам соблюдения субъектом хозяйствования неналогового законодательства
Получение в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплате работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации
Пунктом 81.1 ст. 81 Налогового кодекса (далее — НК) Украины определен исчерпывающий перечень документов, предъявив которые, должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению фактической проверки:
— направления на проведение такой проверки;
— копии приказа на проведение проверки;
— служебное удостоверение лиц, указанных в направлении на проведение проверки.
Идентифицируем проверяющих правильно.
Как отмечалось выше, пунктом 81.1 ст. 81 НК Украины в исчерпывающем перечне документов значится предъявления именно служебного удостоверения и других альтернативных оговорок не предусмотрено. В ч.2 ст.19 Конституции Украины, п.1.1 ст. 1, п.81.1 ст. 81 НК Украины указано, что именно Налоговый кодекс Украины регулирует компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время осуществления налогового контроля. Другие нормативно-правовые акты и внутренние приказы органа Государственной фискальной службы Украины (которые даже не зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины и имеют локальный характер), такую компетенцию, полномочия и обязанности контролирующих органов при осуществлении налогового контроля, не регулируют.
Отдельно обращаем Ваше внимание на предъявление справок вместо служебного удостоверения, выданных в порядке, определенном Наказом Державної фіскальної служби України від 23.10.2014 року №207 «Про службові посвідчення працівників органів Державної фіскальної служби».
Данные справки Вам могут предъявить проверяющие, попутно говоря, что их выдают вместо удостоверения. Однако, действующим законодательством предусмотрено лишь право начальников соответствующих органов ДФС выдавать такие справки, а не предъявлять их должностными лицами проверяющим вместо служебных удостоверений перед проведением проверки. Также, в п. 3 настоящего Приказа указано, что указанные справки используются исключительно с паспортом гражданина Украины. (п.3 Приказа Государственной фискальной службы Украины 23.10.2014 года №207 «Об служебные удостоверения работников органов Государственной фискальной службы»).
Приказ о проверке
Фактическая проверка налоговой должна проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом. Приказ в свою очередь должен быть подписан руководителем и скреплен печатью. Реквизиты приказа, как отмечалось выше, должны содержаться в направлении на проверку.
В приказе должно быть отражено, что именно будут проверять, а также указаны реквизиты проверяемого, его адрес и т.п.
Копия приказа обязательно должна быть вручена налогоплательщику или должностному/уполномоченному лицу налогоплательщика до начала проведения проверки.
О направлении на проверку
Фактическая налоговая проверка проходит исключительно на основании направления, которое должно соответствовать приказу, о котором я говорила ранее. В нем обязательно должны указываться реквизиты приказа о назначении соответствующей проверки. Также в направлении обязательно должны указываться:
— дата выдачи,
— название органа государственной налоговой службы,
— наименование (Ф.И.О.) и реквизиты проверяемого субъекта — объекта,
— цель проверки,
— вид (плановая или внеплановая),
— основания для проведения,
— дата начала и продолжительность проверки,
— должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.
Направление на проверку является действительным при наличии подписи руководителя органа государственной налоговой службы или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС.
На каждого инспектора должно быть отдельное направление.
Также вниманию ФОП — в направлении на проверку должно быть указано, что субъектом проверки должно быть именно физлицо — предприниматель (например, физлицо-предприниматель Иванов И. И.) а не физлицо, как плательщик налогов (Иванов И. И. — гражданин Украины). оформленные с нарушением требований, предусмотренных абзацем вторым п.81.1 ст. 81 НК Украины направления на фактическую проверку также является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению фактической проверки согласно абзацу пятому п.81.1 ст.81 НК Украины.
Если при направлении на проверку Вам не предъявили удостоверение, а показали справку, о которой упоминалось ранее — указывайте об этом прямо в направлении. (например, службове посвідчення не пред’явлене).
При предъявлении направления на проверку налогоплательщику и/или должностным (служебным) лицам налогоплательщика, такие лица должны расписаться в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления. (абзац седьмому п.81.1 ст.81 НК Украины). В случае отказа проверяемого расписаться в направлении на проверку должностными (служебными) лицами контролирующего органа составляется акт, который удостоверяющий факт отказа. И в таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки.
Поэтому, указанная выше норма предусматривает обязанность налогоплательщика расписаться в направлении при его предъявлении, независимо от того, намерен такой субъект проверки допускать к ее проведению или нет.
Непредъявление вышеуказанных документов или предъявления указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных НК Украины, является основанием для недопуска должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки. (абз. 5 п.81.1 ст. 81 НК Украины). Отказ от допуска к проверке по иным причинам не допускается и влечет ряд других более серьезных проблем, как то административный арест имущества, который может быть применен, если он отказывается от допуска должностных лиц органа ГНС.
В соответствии с абзацем первым п. 81.2 ст. 81 НК Украины в случае отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) в допуске должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки должностными (служебными) лицами контролирующего органа по местом проведения проверки, безотлагательно составляется в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа. Один экземпляр акта вручается под подпись, сразу после его составления, проверяемому. При этом, должностное (служебное) лицо налогоплательщика (его представитель или лицо, фактически проводит расчетные операции) имеет право предоставить свои письменные объяснения составленному контролирующим органом акта, удостоверяющего факт отказа от допущения к проведению проверки.
Если проверяющие ни смотря ни на что приступили к проверке — вызывайте полицию для фиксации факта незаконных действий проверяющих и Вашего адвоката. Также настоятельно рекомендую Вам начать проводить видеосъемку проверяющих с момента их визита, чтобы не упустить ни одной важной детали. Если Вам проверяющие запрещают снимать — ссылайтесь на ч. 8 ст. 4 Закона України “Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності”.
Обращаю Ваше внимание на то, что решение о недопуске проверяющих должно быть принято, если на то есть действительно железные основания и Вы четко уверены в своей правоте.
Следует отметить, что внезапные проверки налоговой — это всегда стресс для неподготовленного проверяемого, поэтому наиболее верным решением будет вызов профильного адвоката для сопровождения проверки фискальными органами, который взвешено и с “холодной головой” подойдет к защите Ваших интересов. Адвокаты адвокатского объединения “АБ “Юргазэнерго” всегда готовы прийти к Вам на помощь максимально оперативно.