Законодательство о налогообложении граждан Украины, работающих в Туркменистане. Как избежать двойного налогообложения.
Дипломатические отношения между Украиной и Теркменистаном установлены 10 октября 1992 года. Между странами установлен визовый режим.
Взаимоотношения в сфере налогообложения граждан Украины, работающих в Туркменистане, регулируются следующими нормативно-правовыми документами:
1. Налоговый Кодекс Украины;
2. Налоговый Кодекс Туркменистана;
3. Постановление Кабинета Министров Украины № 639 от 14.09.2016 года «Про затвердження Угоди про співробітництво в галузі промисловості між Кабінетом Міністрів України та Урядом Туркменістану»;
4. Положением о порядке осуществления трудовой деятельности в Туркменистане иностранных граждан, утвержденным постановлением Президента Туркменистана от 5 декабря 2013 года.
5. Конвенция во избежание двойного налогообложения относительно налогов на прибыль и имущество. Письмом ГФС Украины от 30.01.2015 №2809/7/99-99-12-01-03-17 "Относительно международных договоров во избежание двойного налогообложения".
Иностранные граждане, проживающие в Туркменистане, могут работать в качестве рабочих или служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством для граждан Туркменистана.
Иностранные граждане в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Туркменистана.
Для осуществления трудовой деятельности в Туркменистане иностранные граждане, лица без гражданства должны иметь разрешение на осуществление трудовой деятельности в Туркменистане.
Порядок и условия оформления, выдачи, отказа в выдаче, аннулирования, продления срока действия разрешений для осуществления трудовой деятельности в Туркменистане иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется Положением о порядке осуществления трудовой деятельности в Туркменистане иностранных граждан, утвержденным постановлением Президента Туркменистана от 5 декабря 2013 года.
Иностранные граждане, прибывающие в Туркменистан с целью осуществления трудовой деятельности, вправе работать на территории Туркменистана на основании разрешений, выданных работодателю, и при наличии подтверждений, дающих право на осуществление трудовой деятельности в Туркменистане.
Перечень лиц, в отношение которых не распространяется требование о получении разрешения на трудовую деятельность в Туркменистане:
Требование о получении разрешения на трудовую деятельность в Туркменистане не распространяется в отношении следующих лиц:
— учредителей, акционеров, руководителей юридических лиц (их филиалов и представительств) и иностранных граждан, лиц без гражданства, входящих в управленческий состав юридических лиц иностранных государств, не состоящих в трудовых отношениях в соответствии с трудовым законодательством Туркменистана;
— работников юридических лиц иностранных государств, прибывающих в Туркменистан на срок до одного месяца для монтажа, ремонта и осуществления технического обслуживания оборудования;
Порядок работы привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина на территории Туркменистана определяется в соответствии с законодательством Туркменистана, а также с условиями трудового или гражданско-правового договора, заключенного в соответствии с законодательством Туркменистана между работодателем и иностранным гражданином.
Порядок выдачи разрешений на трудовую деятельность
Для оформления разрешения на трудовую деятельность иностранным гражданам работодатель предоставляет ходатайство с приложением документов в Государственную миграционную службу Туркменистана.
Разрешение на трудовую деятельность в Туркменистане выдается сроком до одного года.
Привлеченный работодателем к трудовой деятельности иностранный гражданин, осуществляет свою трудовую деятельность только по профессии, указанной в разрешении.
Продление срока действия разрешения на трудовую деятельность
Для продления срока действия разрешения на трудовую деятельность необходимо подать ходатайство, установленного образца, с приложением к нему необходимых документов в органы Государственной миграционной службы Туркменистана до 2-х месяцев окончания срока действия разрешения на трудовую деятельность.
Разрешение на трудовую деятельность продлевается сроком до 1 (одного) года.
Приостановление срока действия и аннулирование разрешения на трудовую деятельность
Аннулирование разрешения на трудовую деятельность может быть в следующих случаях:
не устранения работодателем или иностранным гражданином, привлеченным к трудовой деятельности, допущенных нарушений в течение сроков, указанных в решении о приостановлении действия разрешений на трудовую деятельность;
При аннулировании разрешения на трудовую деятельность, ранее произведенная оплата не возвращается.
не выполнения работодателем своих обязанностей, вытекающих из трудового и гражданско-правового договора, заключенного с иностранным гражданином, привлеченным к трудовой деятельности.
в установленном порядке законодательством Туркменистана и международным соглашением в отношении иностранного гражданина принято решении о нежелательности нахождения его в Туркменистане;
иные случаи, предусмотренные законодательством Туркменистана.
Исчисление и уплата налогов с доходов наемных сотрудников, полученных на территории Туркменистана:
Согласно ст. 162 НКУ, плательщиком налога на доходы физических лиц является физическое лицо – резидент, которое получает доходы с источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;
— согласно ст. 163 НКУ, объектом налогообложения есть общий месячный (годовой) облагаемый налогом доход
— согласно ст. 170 НКУ, иностранные доходы – это доход, полученный с источников за пределами Украины;
— в случае, когда источник выплат каких-либо налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в совокупный доход, отображаемый в годовой декларации и облагается налогом в размере 18% базы налогообложения (ст.167.1 НКУ);
— в соответствии со ст.13.3 НКУ доходы, полученные физическим лицом – резидентом с источников происхождения за пределами Украины, включаются в совокупный доход, подлежащий налогообложению, за исключением доходов, которые не подлежат налогообложению в Украине в соответствии с положениями НКУ или международного договора, ратифицированного Верховной Радой Украины;
— ст.13.4 сумма налога, удержанного за территорией Украины, учитывается при расчете налогов и сборов в соответствии с правилами НКУ;
— согласно ст.170.11.2 НКУ, в случае, если в соответствии с нормами международных договоров, ратифицированных Верховной Радой Украины, плательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налога, уплаченных за границей; плательщик при этом самостоятельно определяет сумму такого уменьшения в годовой декларации; в нашем случае за работника отчитывается работодатель, являющийся для наемного сотрудника налоговым агентом;
— ст.13.5 для получения права на зачтение уплаченных за территорией Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где получен такой доход (прибыль), уполномоченного справлять такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сборов, а также/или объект налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующей заграничном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины;
В соответствии с положениями ст. 14 Налогового Кодекса Туркменистана налогоплательщиками — физическими лицами признаются граждане Туркменистана, граждане иностранных государств, лица без гражданства. Физические лица, признаваемые налогоплательщиками, могут быть как резидентами, так и нерезидентами Туркменистана. Физическое лицо признается резидентом Туркменистана, если период его пребывания на территории Туркменистана в течение налогового года составляет в совокупности 183 календарных дня и более. При этом днем пребывания физического лица в Туркменистане считается любой день, в течение которого оно фактически находилось на территории Туркменистана, независимо от продолжительности пребывания, за исключением случаев нахождения его исключительно для следования транзитом через территорию Туркменистана.
Не признаются резидентами Туркменистана граждане иностранных государств в период их нахождения на территории Туркменистана в качестве сотрудников дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств, международных организаций, а также члены их семей.
4. Нерезидентами Туркменистана признаются физические лица, не являющиеся в соответствии с частью 3 настоящей статьи резидентами Туркменистана.
5. Статус резидента либо нерезидента Туркменистана устанавливается применительно к каждому налоговому периоду.
В соответствии со ст.26, Главной государственной налоговой службой Туркменистана ведется Государственный налоговый реестр, состоящий из:
реестра физических лиц;
реестра юридических лиц.
2. В Государственный налоговый реестр вносятся также данные о налогоплательщиках, имеющих временный налоговый номер.
Согласно ст.17 юридические лица также подразделяются на резидентов и нерезидентов.
Юридическое лицо признается резидентом Туркменистана, если: оно создано (учреждено) в соответствии с законодательством Туркменистана; его главный руководящий орган (администрация, дирекция, правление или иной подобный орган) находится на территории Туркменистана. Нерезидентами Туркменистана признаются юридические лица, не являющиеся резидентами Туркменистана.
Согласно ст.18 юридическое лицо – нерезидент может иметь на территории Туркменистана постоянное представительство, что дает возможность взымать в казну некоторые виды налогов.
4. Предоставление юридическим лицом — нерезидентом Туркменистана персонала на территории Туркменистана для другого юридического лица, если оно не признается постоянным представительством в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящее к образованию постоянного представительства, если этот персонал находится в распоряжении и действует от имени юридического лица, в которое он был направлен.
5. Юридическое лицо — нерезидент Туркменистана рассматривается как имеющее постоянное представительство в случае, если это лицо осуществляет поставки принадлежащих ему товаров, полученных в результате переработки в Туркменистане, на таможенной территории или под таможенным контролем.
6. Взаимозависимость юридического лица — резидента Туркменистана с юридическим лицом — нерезидентом Туркменистана не приводит к образованию постоянного представительства юридического лица — нерезидента Туркменистана, если резидент не является его уполномоченным лицом.
7. Юридическое лицо — нерезидент Туркменистана может иметь на территории Туркменистана одно или несколько постоянных представительств. Постоянное представительство признается таковым со дня его учреждения, наделения соответствующими представительскими полномочиями либо начала осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно ст.24, 25 физическому лицу, поставленному на учет в качестве налогоплательщика, присваивается индивидуальный налоговый номер; работающее по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика через работодателя, являющегося налоговым агентом в соответствии с настоящим Кодексом.
С целью недопущения двойного налогообложения граждан Украины, которые работают на территории Туркменистана, правительствами этих стран 21.10.1999 года была подписана Конвенция об уникненни двойного налогообложения отнсительно налогов на прибыль и имущество. Письмом ГФС Украины от 30.01.2015 №2809/7/99-99-12-01-03-17 "Относительно международных договоров про уникнення двойного налогообложения"
— ст. 15 зароботная плата и другие подобные вознаграждения, которые получает резидент Украины в связи с работой по найму на территории Туркменистана подлежат налогообложению только в Украине; доход, полученный таким образом гражданином Украины на территории Туркменистана может облагаться только в случае, когда гражданин Украины является резидентом Туркменистана.
ВЫВОДЫ:
Доход, который получает резидент Украины в связи с работой по найму, осуществляемой на территории Туркменистана, подлежит налогообложению только в Украине если:
- получатель дохода пребывает в Туркменистане на протяжении периода или периодов, которые не превышают в общей сложности 183 дня в каком-либо 12-месячном периоде, который начинается или заканчивается в данном календарном году и зароботная плата выплачивается работодателем, который не является резидентом Туркменистана, при условии что затраты по уплате заработной платы не возложены на постоянное представительство или постоянная база, которые работодатель имеет в Туркменистане.
1. Регистрировал ли субподрядчик на территории Туркменистана постоянное представительство?
2. На какой срок планируются служебные командировки наемных сотрудников (до одного месяца или свыше этого срока)?